Российский рынок ритейла после начала военной операции на Украине понес серьезные потери. О временной приостановке деятельности в РФ объявили 160 международных сетей, подсчитали в Knight Frank. Окончательный уход большинства этих брендов приведет к потере торгцентрами до 70% выручки. Положение вряд ли спасает замена ушедших компаний сетями из дружественных стран и локальными марками, считают эксперты. Первые опасаются выходить в Россию из-за высокой неопределенности, мощности вторых невелики и на расширение уйдет два-три года.
Knight Frank оценила число международных брендов, объявивших о приостановке своей деятельности в РФ после начала военной операции на Украине. Таких сетей оказалось 160. Заметная часть игроков, заморозивших работу в стране,— fashion-ритейлеры (21%), продавцы автомобилей (13%) и товаров повседневного спроса (10%).
Если все бренды, объявившие о временной заморозке работы, реально покинут рынок, торгцентры потеряют 30–70% выручки, считают эксперты.
Даже временное закрытие магазинов международных брендов привело к серьезным проблемам крупных торгцентров (от 60 тыс. кв. м) Москвы и Петербурга, где такие ритейлеры, по подсчетам Knight Frank, арендуют 15–25% от общего объема площадей. В средних и небольших объектах — около 10%. В торгцентрах других городов-миллионников России западные сети арендуют 15% торговых площадей, в менее крупных городах — до 10%.
Между тем посещаемость торгцентров из-за закрытий магазинов и завершения волны ажиотажного спроса сокращается. По подсчетам Focus, в Москве показатель Mall Index (число посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) за прошлую неделю сократился на 9% год к году, в Петербурге — на 17%.
«Операторы (объявившие о временном закрытии магазинов.— “Ъ”) пока продолжают платить за аренду и не освобождают занятые площади»,— говорит Марина Малахатько. Она рассчитывает на возобновление работы части магазинов, так как в закрытых залах обновляется экспозиция. Но аналитики Knight Frank все равно ждут роста вакантности торгцентров во втором-третьем кварталах: в новых объектах свободными могут оставаться 30–35% площадей.
Девелоперы и владельцы торгцентров, по словам госпожи Малахатько, начали постепенно подыскивать замену уходящим игрокам, делая ставку на контрагентов из России и открытых к сотрудничеству зарубежных стран — Индии, Китая, Турции, Южной Кореи.
Но гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс предупреждает, что речь может идти скорее о поиске поставщиков. Для новых международных брендов пока нет возможности выхода на российский рынок из-за проблем с логистикой, серьезный старт предполагает четкие бизнес-планы на период от трех лет, поясняет она: «Но сейчас Россия для иностранных сетей — черный ящик, непонятно, что будет через неделю или месяц».
Крупные международные сети занимали под свои магазины от 1 тыс. кв. м, мало кто из российских брендов может позволить себе сопоставимый объем.
Таким образом война поставила российский ритейл в трудное положение. И улучшения ситуации пока не предвидится. Российское руководство приняло решение о вводе войск в Украину вопреки интересам населения и страны в целом.
По материалам СМИ.
Коментарі
Loading…