in ,

Экономику РФ ожидает жесточайший кризис

Экономику РФ ожидает жесточайший кризис

Вследствие агрессии РФ против Украины последовавшие санкции воздействуют на российскую экономику. Базовые макроэкономические ориентиры правительства: это спад ВВП в 2022 году более 10%, инфляция ниже 20% годовых, попытка быстрого замещения «выпадающих» составляющих ВВП федеральными расходами предельно до 9 трлн руб., стимулирование импортозамещения дерегулированием в расчете на быструю стабилизацию ситуации к 2024 году без принципиальных изменений экономической стратегии. Возможные проблемы в связи с таким решением — недооценка глубины среднесрочных шоков спроса и предложения, а также опоздание мер стимулирования структурной трансформации экономики.

Из комментариев главы Счетной палаты Алексея Кудрина следует, что макроэкономическая ситуация в РФ по итогам санкций проясняется и оценивается как более сложная

13 апреля, выступали Алексей Кудрин и Андрей Белоусов, два из четырех наиболее высокопоставленных правительственных экономистов (в списке также глава ЦБ Эльвира Набиуллина и помощник президента Максим Орешкин). Логика их выступлений в Совете федерации была схожей, как и оценки прогнозных макропараметров — хотя ни ЦБ, ни Минэкономики пока не обнародовали пересмотренных после начала военной операции РФ на Украине макропрогнозов на 2022 год, ясности с официальными представлениями о возможных сценариях развития экономического кризиса не стало больше.

По мнению чиновников шок в экономике РФ в конце февраля — середине марта 2022 года, вызванный сильнейшими в истории санкциями подтвердив угрозу глобальной блокады экономики РФ.

В общем подтверждается конструкция романа Войновича «Москва 2042» о «кольцах враждебности» РФ — финансовой, торговой, транспортной и гуманитарной. Отметим, что шок изоляции, не совпадающий с первичным финансовым, пока не оценивается в динамике — расчеты правительственных структур предполагают его постепенным, среднесрочным и не имеющим локальных пиков — например, из-за сбоев промпроизводства из-за исчерпания запасов импортных компонентов, деталей оборудования и критически важного сырья и «цепных» кризисов в этой связи. Первый вице-премьер лишь констатировал (имея в виду, вероятно, цифры марта 2022 года) начавшуюся «просадку» экономики из-за логистических ограничений. Это 11% снижения промпроизводства (оборота) в промышленности и торговле и 9–10% «в других секторах» (видимо, услуги и utilities).

Вероятно, самой важной оценкой по мнению чиновника было заявление о 7–9 трлн руб., которые совокупно (вместе с мерами банковской поддержки и стимулирования кредита) расширенное правительство может направить в экономику для ее поддержки (речь, очевидно, идет о 2022 годе).

На практике из этой оценки должны следовать два вывода. Первый: Белый дом, по крайней мере сейчас, полагает основной антикризисной стратегией на этот год увеличение бюджетных расходов (напомним, правительство в этом году отказалось от пополнения ФНБ) для частичной компенсации спада ВВП и предотвращения массовых фактических (формальные запрещены) банкротств компаний. Второй: в Белом доме считают, что без очень активных действий этот спад в 2022 году был бы заведомо и много сильнее 10% — предположительно на уровне 20% и более.

Впрочем, учет пятого пакета санкций ЕС и новых санкций Великобритании начала апреля уже приводит к тому, что оценка в 10% спада ВВП РФ в 2022 году начинает восприниматься во властных структурах явно заниженной. Всемирный банк предлагает ориентироваться на цифру около 12%, консенсус-прогнозы в районе 10% давались в марте, часть новых оценок предполагает спад ниже, в 7–8%, часть — более, в районе 12–15%. Подходы ЦБ к оценке ВВП позволяют предположить, что там также будут в конце апреля говорить о спаде глубже 10%.

Глава СП также предположил, что адаптация экономики РФ к нынешнему уровню санкций займет два года.

Белый дом сейчас предполагает, что шоки 2022–2023 годов можно преодолеть бюджетными расходами из резервов без быстрой коррекции бюджетной и налоговой политики — ее роль де-факто призвано выполнять дерегулирование. Авторы Центра развития ВШЭ в апрельском выпуске «Комментариев о государстве и бизнесе», отметим, как раз обсуждают расширившиеся (из-за остановки движения капитала) возможности антикризисного стимулирования, к которому относят и налоговое, но его Белый дом пока применять не спешит. Как и другие меры, налоговое стимулирование имеет лаги и срочность: неизвестно, нужно ли оно РФ, но опоздать с ними, как и с мерами стимулирования структурной перестройки экономики, вполне реалистично — однако сейчас слишком сложно ответственно предлагать такие меры.

Таким образом, мы видим очень осторожные оценки российских экспертов о состоянии экономики. Безусловно, последствия будут более жесткими и продолжительными. Война РФ против Украины будет долго влиять на экономику этой страны. Агрессор вызывает огонь на себя и свою экономику.

По публикациям СМИ.

Рейтинг публікації

Коментарі

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Loading…

0

Ймовірно ставка ПДФО буде зменшена

В УКРАЇНІ БУДЕ ДІЯТИ ІНСТИТУТ УПОВНОВАЖЕНОГО З ПИТАНЬ ОСІБ, ЗНИКЛИХ БЕЗВІСТИ ЗА ОСОБЛИВИХ ОБСТАВИН